Азербайджан

Азербайджан находится в восточной части Южного Кавказа, на берегу Каспийского моря, площадь ее составляет 86,6 тысяч кв.км. Азербайджан — индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Баку - столица независимой Азербайджанской Республики, крупный научно-технический и промышленный центр. По своей древности, величине территории и численности населения Баку является одним из старинных и крупнейших городов Востока. Люди издревле заселились в городе Баку и на Абшеронском полуострове, и создали здесь поселения. Причиной этому послужили физико-географические условия города Баку, расположение его в центре пересечения миграционных и торговых путей, протянутых с севера на юг, с запада на восток (`Шелковый путь`), климатические условия и топливное и энергетическое богатство, с древнейших времен выходящее на поверхность земли, и называемое `нафта`. Первые сведения о Баку появились в `Книге мертвых` 3500 лет до н.э., в период правления первого Египетского фараона Менесана. О древности города Баку свидетельствуют древние наскальные изображения в Абшероне и Гобустане (12 тыс. лет назад), археологические находки, наскальная запись, оставленная Августом Гай Октавием, повествующая о военных лагерях, разбитых около Баку (в 40 км к югу) в I веке до нашей эры Римским императором Помпеем и Лукуллом с целью оккупации Закавказья. Учитывая эти даты, можно установить, что городу Баку свыше 5,5 тыс. лет. В XII веке Баку был одним из главных городов государства Ширваншахов, XVI веке - государства Сефевидов, XVII веке - Османской империи, XVIII веке - Бакинского ханства.

 Древняя азербайджанская земля расположена в Передней Азии, охватывает территории от юго-восточной части Кавказских гор до южных и юго-восточных горных территорий озера Урмия. Её площадь составляет более 200 тысяч квадратных километров. 

Около 60% территории Азербайджана составляют гористые территории. Основные геоморфологические единицы республики - Большой Кавказ, Малый Кавказ (вместе с Карабахским плоскогорьем) и Талышские горы охватывает Кура-Аразскую низменность с севера, запада и юго-востока. 
 

Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой. 

Значительное влияние на художественное мышление и творчество азербайджанского народа оказали также прекрасная природа, благоприятные климатические условия и природные богатства этого края. Хотя каждый вид искусства нашей страны сам по себе прошел длительный и сложный путь развития, тем не менее, они составляют единое целое и позволяют составить полное представление об искусстве и культуре Азербайджана. Искусство Азербайджана, как и его природа, разнообразно, целостно и богато. 

Одно из важнейших мест в роднике творчества азербайджанского народа занимает его жизнь и быт, народные промыслы, связанные с его повседневной жизнью. Это искусство, начиная с древнейших времен и вплоть до наших дней, охватывает весьма широкую сферу, начиная с одежды и кончая разнообразными украшениями и хозяйственным инвентарем. 

Естественно, особенности быта азербайджанского народа, его эстетическая нравственность, одним словом, его национальное лицо, самосознание особо ярко отражается в этом виде искусства. Не случайно, что ныне в богатейших музеях мира можно встретить многочисленные прекрасные образцы народных промыслов Азербайджана. В богатейших экспозициях музейных коллекций Лондонского Музея Виктории и Альберта, Парижского Лувра, Вашингтонского Метрополитена, музеев Вены, Рима, Берлина, Стамбула, Тегерана, Каира, можно встретить образцы произведений народного прикладного искусства, созданные умелыми руками мастеров из Тебриза, Нахчывана, Гянджи, Газаха, Губы, Баку, Шеки, Шамахы и Карабаха. 

Азербайджанские народные промыслы, созданные благодаря усилиям нашего народа и широко применяемые в его жизни и быту, имеют большую и богатую историю. Произведения искусства, изготовленные из металла, найденные в Нахчыване, Мингячевире, Кедабеке, Газахе, Гяндже и других местностях, имеют историю около 5000 лет. Найденные на этих территориях образцы посуды, оружия и украшений являются ценнейшими источниками не только как исторический факт, но и как источник информации о мастерстве людей, чьими руками были созданы эти образцы. 

Предметы материальной культуры, найденные при раскопках на территории Азербайджана, убедительно свидетельствуют о том, что наши предки еще во втором тысячелетии до нашей эры изготовляли из бронзы посуду, кинжалы, топоры, пояса и другие предметы украшения изящных форм и пользовались ими в жизни и быту. Это говорит о том, что мастера медных изделий и ювелиры занимались этими промыслами еще в древние времена. 

Среди образцов предметов, сделанных из металла, есть такие, по украшениям и изображениям которых мы можем ознакомиться с обычаями и традициями людей того времени, их религиозными взглядами и даже одеждой. 

Исторические, этнографические и художественные особенности народного творчества отражаются в одежде. Эта особенность проявляется как в одежде определенной формы и ее украшениях, так и в образцах художественного шитья, вязания и текстиля. 

При археологических раскопках на территории Азербайджана были обнаружены иголка и шило, сделанное из бронзы в начале бронзового периода (III тысячелетие до нашей эры). Эти находки свидетельствуют о том, что древние жители Азербайджана умели шить себе одежду. Глиняные скульптуры, найденные в Кюльтепе и Мингячевире (II тысячелетие до нашей эры) и печати-напалечники, относящиеся к V веку до н.э., позволяют составить определенное представление об одежде того времени. А в могилах Мингячевирской катакомбы (V-VI вв. нашей эры) найдены остатки одежды, сшитой из различных шелковых тканей. При раскопках также найдены многочисленные предметы украшения из золота, относящиеся к III-IV века до н.э. и глиняная посуда в форме обуви, убедительно свидетельствующие о том, что азербайджанцы еще с древнейших времен обладали высокой материальной культурой. Различные рисунки, запечатленные на домашней утвари и предметах украшения, сделанных из меди, бронзы и золота, доказывают существование изобразительного искусства в этих краях еще в древние времена. 

Найденная в городе Маку Южного Азербайджана фигурка лошади, сделанная из глины (II тысячелетие до н.э), украшенная узорами различных цветов, и золотая пиала, обнаруженная на холме Гасанлы вблизи озера Урмия (I тыс. до н.э.), на которой был изображен лев с попоной на спине, свидетельствуют о том, что искусство ковроткачества, являющееся одной из ветвей народного искусства Азербайджана, имеет очень долгую историю. 

При археологических раскопках в Мингячевире, в могилах-катакомбах, относящихся к I-III вв., были обнаружены остатки паласов и ковров. 

Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроткачеством в Азербайджане занимались еще со времен бронзового периода (конец II тыс. н.э. начало I тыс.). О развитии ковроткачества в Азербайджане сообщали Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие историки древнего мира. 

В разные времена в отдельных школах ковроткачества Азербайджана (Губа, Баку, Ширван, Гянджа, Газах, Карабах, Тебриз) были сотканы ковры, красотой которых люди восхищаются по сей день. Многие из них хранятся в известных музеях мира. 

Среди древнейших образцов изобразительного искусства исключительно важное значение имеют наскальные изображения Гобустана, относящиеся к VIII-V вв. до н.э., рисунки в горах Айычынгыллы и Перичынгыл вокруг озера Залха Кельбаджарского района, относящиеся к началу бронзового периода (III тыс. до н.э.), а также наскальные рисунки в горах Гемигая севернее от города Ордубад. Особый интерес вызывают изображения, запечатленные на скалах Гобустана. Здесь запечатлены отдельные динамические сюжеты, связанные с охотой, животноводством, земледелием и другими отраслями быта, разные сцены, изображения людей и животных. Гобустанские наскальные рисунки-пиктограммы охватывают многовековой исторический период с первобытно-общинного строя до этапа феодализма. 

С древнейших времен Азербайджан прославился не только произведениями изобразительного искусства, но и произведениями архитектуры, являющейся одной из ветвей народного искусства. Девичья Башня и комплекс Дворца Ширваншахов в Баку; мавзолеи Момине Хатун и Юсифа ибн Кюсеира, созданные известным зодчим Аджеми в Нахчыване; дворец Панахали хана, дом поэтессы Натаван в Шуше; рисунки на стенах дворца шекинских ханов, представляют собой редкие жемчужины архитектурного искусства. 

Среди гобустанских наскальных рисунков особый интерес заслуживает рисунок, где изображены люди, исполняющие танец `яллы`. Эти рисунки свидетельствуют о том, что азербайджанский народ с древнейших времен интересовался музыкой. 

Страна Огней, являющаяся Родиной азербайджанского народа, обладающего богатым культурным наследием, одновременно известна как Родина чарующей музыки. 

Азербайджанская музыка, обогатившая сокровищницу мировой музыкальной культуры своими редкими жемчужинами, имеет многовековые традиции. Творцы народной музыки, создавшие огромное и богатое наследие благодаря продолжению этих традиций из поколения в поколение, внесли огромную лепту в развитие азербайджанской музыки. 

В азербайджанском национальном музыкальном искусстве занимают своеобразные места такие жанры как народные песни, танцы и ашугское творчество. 

Краеугольным камнем, фундаментом азербайджанской национальной музыки являются мугамы. Неслучайно, что в 2003-ем году решением ЮНЕСКО - специализированной организации ООН, азербайджанские мугамы были включены в список культурного наследия всего человечества. 

С древнейших времен национальная музыка развивалась параллельно с литературой, например, искусство мугама развивалось совместно с восточной поэзией. Так, при исполнении мугамов ханенде пели гезели великих поэтов азербайджанского народа Низами, Хагани, Физули, Насими и др. Наиболее распространенными жанрами азербайджанской национальной поэзии являются гошма, мухаммес, устаднаме, гыфылбенд, а ее поэтическими формами - герайлы, дивани, гошма, теджнис, являющиеся наиболее любимыми формами ашугского творчества. 

Литературные произведения, созданные классиками и современниками, занимают специфическое почетное место в сокровищнице мировой культуры. Произведения, созданные нашими поэтами и писателями - М.Ф.Ахундовым, Н.Б.Везировым, М.С.Ордубади, Г.Б.Закиром, М.А.Сабиром, Дж.Мамедкулизаде, М.П.Вагифом, М.В.Видади и многими другими, и по сей день не потеряли свое высокое художественно-эстетическое значение.


No comments:

Post a Comment